Вторник, 23.04.2024, 16:00
Детский сад № 26 "Сказка"

 Каталог статей

Меню сайта
Толерантность
Год Педагога
Авторизация
Специальная линия
-
Календарь
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 279
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Тревожность

Тревожность в старшем дошкольном возрасте.

Современное состояние проблемы

         Тревожность является одной из сложнейших проблем современной психологической науки и во многих работах авторы  ссылаются на ее  неопределенность, недостаточную разработку,  неточность и многозначность самого понятия  тревожности. Сложность применения существующих, весьма многообразных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей связана, по меньшей мере, с двумя обстоятельствами. С одной стороны,  необходимость разграничения внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в развитии довольно поздно. С другой – разграничение  внутренней и внешней  угрозы зачастую  искусственно, особенно применительно к детям.

         Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова полагают, что тревожность развивается из-за наличия у ребенка некоего внутреннего конфликта, причинами которого могут быть: 1. Противоречивые требования, которые предъявляются родителями, родителями и детским садом. 2. Неадекватные требования, зачастую   завышенные. 3. Негативные требования, унижающие ребенка, которые ставят его в зависимое положение.

         Большинство специалистов сходятся во мнении, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки,  а после 12 лет – наоборот, у  девочек фиксируется больший уровень тревожности, чем у мальчиков. 

         З. Фрейд считал, что тревожность является повторением в   фантазиях ситуаций, которые связаны с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Он выделил  объективную тревожность, вызванную реальной внешней опасностью; тревожность невротическую, которая возникает вследствие опасности не известной и не определенной; моральная тревожность  определяется Фрейдом как «тревожность совести».

         Необходимо отметить, что дошкольников необходимо  учить преодолевать тревогу, особенно важно это на ранних этапах, когда происходит  активное  становление психики ребенка.  Следует  передавать ребенку опыт взаимодействия с окружающим миром, с учетом его  возрастных особенностей. Формирование базального доверия к окружающему миру необходимо для преодоления детской тревожности.

 

Психологическая характеристика дошкольного возраста

         Д.Б. Эльконин отмечал, что в целом, дошкольники и младшие школьники «мало чем отличаются между собой». В силу этого, принято считать, что  дети дошкольного и младшего школьного возраста  принадлежат к своеобразному единому периоду – детству. В этой связи рассмотрение генезиса тревожности и механизмов ее возникновения должно проводится не изолированно для детей 5-6 (7) лет, а совокупно – на протяжении всего дошкольного детства детей 7 лет, поскольку уровень тревожности ребенка имеет вполне конкретное влияние на процесс, возможности и методы его воспитания и обучения.  При этом речь идет не только о воспитании и обучении в рамках дошкольных учреждений, но и в начальной школе. В  связи с этим, говоря о процессе воспитания и обучения, следует учитывать, что особое значение имеет  обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и школы, поскольку, как отмечал еще Выготский Л.С., особая сложность переходного  периода от дошкольного к школьному детству заключается в том, что у ребенка уже существуют основные предпосылки учения такие, как произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.д.

                   Выделяя наиболее характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста, следует заметить, что в этом возрасте идет активное совершенствование нервной системы, происходит интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга. Довольно быстро происходит также развитие психики ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, когда процесс  торможения становится более сильным,  но все же, по-прежнему преобладает процесс возбуждения.

         Наряду с этим, в рассматриваемом возрасте у ребенка повышается точность органов чувств. При этом низкая дифференцированность восприятии, а также слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Внимание в этом возрасте еще непроизвольно, недостаточно устойчиво, в значительной степени ограничено по объему. В силу данного обстоятельства весь процесс обучения и воспитания младшего дошкольника подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, наряду с приложением волевых усилий для сосредоточения. При этом произвольное внимание развивается в совокупности с другими функциями, и, в первую очередь – с мотивацией деятельности.

         В возрасте 6-10 лет мышление ребенка развивается от эмоционально – образного к абстрактно-логическому. Л.С. Выготский указывал, что ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта, в сравнении с функциями памяти и восприятия, которые развиты у него гораздо лучше.

         Естественные возможности памяти ребенка в старшем дошкольном возрасте очень велики: его мозг обладает высокой степенью пластичности, что позволяет ему  довольно легко справляться с задачей дословного запоминания. Его память носит, в большей степени, наглядный характер.

 

Изучение проблемы тревожности дошкольников

А. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, которое  связанно  с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. При этом автор различает тревожность как эмоциональное состояние с тревожностью как устойчивое свойство, характерную черту личности или темперамента человека.  Р.С. Немов определил тревожность как черту характера человека, которая выражается в его повышенном беспокойстве в процессе решения различных жизненных проблем, особенно в ситуациях оценки людей и практического общения с ними.

По мнению С.С. Степанова  тревожность может быть определена как переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи.

         Подводя итог различным мнениям по определению тревожности, существующим на сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что  в психологии понятием «тревожность» обозначают состояние человека,  характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, которое обладает отрицательной эмоциональной окраской.

                   А.И. Захаров полагает, что тревога зарождается у человека еще в раннем детском возрасте, что является отражением тревоги, которая основана на угрозе потери принадлежности к определенной группе. Изначальной такой группой для ребенка является мать, позднее – другие значимые для ребенка взрослые и сверстники. При этом автор отмечает, что  беспокойство, которое испытывают нормально развивающиеся дети в возрасте  7 месяцев – 1 года и 2 месяцев, может стать предпосылкой для дальнейшего усиления и  развития тревоги. Так, при неблагоприятном стечении обстоятельств, например, тревога и страхи у близких к ребенку взрослых или собственный травмирующий жизненный опыт малыша, тревога перерастает в тревожность. Таким образом, со временем, к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту тревожность становится    устойчивой чертой характера.   По  его мнению, к 8 годам правомерно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности ребенка, выражающейся в определенном эмоциональном настрое, в котором превалирует  чувство беспокойства и боязни сделать что-либо не то,   не соответствовать определенным требованиям и нормам.

                   Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно обширный  круг исследовательских работ по указанной проблематике, их количество все же представляется недостаточным.  А.И. Захаров говорит о том, что свойства нервной системы, такие, как сила, подвижность и уравновешенность  достаточно четко проявляются во внешнем поведении дошкольника. При этом дети с сильной нервной системой способны довольно долго работать или играть, зачастую,  у таких детей высокий эмоциональный тонус, устойчивое внимание (в пределах возрастных возможностей), развитая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Такие дошкольники сравнительно быстро способны переключаться на новый вид деятельности, их работа интенсивна и характеризуется высоким темпом. При этом малыши, обладающие слабой нервной системой вялы и замедленны в своих действиях, они медленно включаются в работу, переключаются и восстанавливаются. Темп их работы низок и они быстро отвлекаются.  Однако социальный подход к рассмотрению причин  тревожности старших дошкольников исходит из того, что  в становлении темперамента ведущим является генетический  фактор, которые проявляется в характере    наряду с социальным влиянием. 

         Сторонники данного подхода отмечают в качестве главной причины возникновения тревожности у дошкольников  неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.  В частности,   что возникновение и закрепление тревожности напрямую связаны с неудовлетворением основных возрастных потребностей ребенка,  приобретающих гипертрофированный характер.

         Помимо этого, детская тревожность может выступать следствием личностной тревожности матери, которая имеет симбиотические отношения с ребенком, а также вследствие неучастия или вспыльчивости, грубости отца.

         Еще одной важнейшей проблемой является влияние уровня тревожности ребенка и его деятельности, поскольку повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность дошкольника, собенно значимую. В связи с этим, исследователи отмечают,  что высокий уровень тревожности оказывает преимущественно отрицательное влияние на результаты деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда разница в поведении на занятиях и вне их весьма существенна. Так, вне занятий такие дети  общительные и непосредственные, но в процессе занятий они зажаты и напряжены. На вопросы они отвечают   тихим, глухим голосом, иногда заикаясь. При этом темп их речи может варьироваться от торопливой до замедленной, затрудненной, причем зачастую наблюдается двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует каким-либо предметом.

         Таким образом,  высокий уровень тревожности может значительно усугублять  проявления негативных сторон  так называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной  с тревожностью старших дошкольников, является ее коррекция, которая должна основываться на   принципах, разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Элькониным и др.

                                                                                                                                      Петрова Екатерина Борисовна

Категория: Статьи | Добавил: gdou26 (08.04.2014)
Просмотров: 5291 | Рейтинг: 3.5/2