Понедельник, 25.09.2017, 09:17
Детский сад № 26 "Сказка"

 Каталог статей

Меню сайта
Специальная линия
-
Календарь
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 211
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Театр в жизни вашего ребенка.
Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. Особенно это значимо в период переориентации ценностей, которые существенно влияют на процесс формирования социального опыта у детей. Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это формирование, иначе говоря, - социализация –это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс. Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие многопланово влияет на личность: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества.
 Театр – лучшая школа жизни, потому что он выступает в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Таким образом одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения.
Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.
 Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).
Из всех видов искусств именно театр как искусство, коллективное по своей природе, в наиболее предметной форме имитирующее межличностные контакты, как искусство, в значительно большей степени, чем любое другое, привлекающее людей к сопереживанию и сотрудничеству, дает человеку возможность каким-то образом слиться с другой личностью, установить с ней наиболее глубокие, наиболее тесные и разнообразные отношения. Специфика же собственно театрального творчества, подразумевающего деятельность ребенка в роли актера-исполнителя, актера-творца рассматривается как отражение социальной жизни людей, чем-то похожей на театр, со всеми присущими ему атрибутами типа сценариев, масок и декораций. Ролевое познание мира, освоение навыков сосуществования со сверстниками и взрослыми, навыков партнерства, умения действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах – эту школу проходит каждый из нас в разное для себя время. Театр помогает решить важную проблему в социальной адаптации – обучение социальному опыту. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки.
 С древних времён различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственности. Театр даёт детям образец для подражания. Велика сила воздействия на личность ребёнка этих самостоятельно добытых истин. Довольно сильный воспитательный эффект возникает, когда ребёнок сопереживает герою, но он значительно усиливается, когда ему даётся возможность влиять на события своими поступками, предрешать исход борьбы. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Занятие театральной деятельностью воспитывают и театральную дисциплину. К.С.Станиславский требовал от актёров и рабочих сцены «вырабатывать правильную художественную этику и дисциплину». В театральной деятельности детского коллектива эти требования тоже важны. Под «художественной этикой и дисциплиной» надо понимать чёткую организацию коллектива, уважение к труду товарища, взаимную помощь и ответственное отношение к взятым на себя обязательствам. Такие условия нужны в каждом культурном обществе.
 Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Дети вполне в силах уяснить, что в вымышленных обстоятельствах надо действовать по-настоящему, как в жизни. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности в жизни. Причем роли иногда резко отличаются от нашего характера. К.С.Станиславский писал: «Все, конечно, знают наше актерское свойство: некрасивый хочет быть на сцене красавцем, низкий – высоким, неуклюжий – ловким. Актеры часто ищут на сцене того, что им не дано в жизни». Также и дети. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено. В этом заключается коррекционное свойство театрализованной деятельности.
 Театрализованную деятельность можно назвать гимнастикой чувств. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся окружающим миром через образы, краски, звуки.
 Дети должны уметь проявлять свои чувства и понимать чувства других. Те или иные чувства выражаются мимикой. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.
Восприятия внешнего выражения (жесты и мимика) являются также и невербальными средствами общения. Общение – эта сфера общества, где соприкосновение с театром теснее всего. Воспитание коммуникативных способностей – стержень их социальной адаптации. Научить общаться, понимать эмоциональное состояние других, адекватно реагировать на него – вот задача воспитания, которую проще и интереснее решать в процессе театрализованной деятельности.
Театральная постановка – продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого участника. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Нельзя, говоря о воздействии театральной деятельности на детей, не говорить о развитии творчества. Действительно, как можно действовать в вымышленной ситуации и не развивать воображение? По определению К.С.Станиславского, «творчество начинается с «если бы», т.е. с допущения, которое переводит актёра из условий реальной жизни в условия вымысла. Что бы я делал, если бы предложенный вымысел оказался действительностью? Этот вопрос даёт толчок работе воображения, вызывает отклик в действии».      
   И, наконец, развитие речи – важный этап развития наших детей. У некоторых детей есть проблемы с техникой речи: торопятся, «глотают» буквы, речь невыразительна и монотонна, изобилует вводными словами, не умеют делать логических ударений и т.д. В процессе подготовки спектаклей легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, умение представить то, о чем говорится, расширять словарный запас. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций.
 Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. «Действие», «акт» – движение заложено уже в самой структуре пьесы. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.
 Если вы решаете для себя вопрос , чем бы интересным занят своего ребенка, чтобы он не сидел вечер у компьютера, если у вашего ребенка есть проблемы с социальной адаптацией, с речью… Подумайте, не обратиться ли вам к великому и вечному?! Но следует учесть, что только водить ребенка в театральную студию два раза в неделю – это не решение проблемы. Вы сами должны вспомнить: «Театр уж полон, ложи блещут…» Давно ли вы были в театре? Начните с похода с ребенком именно туда.
 
Тихонова Ольга Сергеевна Методист ГДОУ № 26 Красногвардейского района
Категория: Статьи | Добавил: gdou26 (03.02.2010)
Просмотров: 9290 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]