Четверг, 18.04.2024, 20:51
Детский сад № 26 "Сказка"

 Каталог статей

Меню сайта
Толерантность
Год Педагога
Авторизация
Специальная линия
-
Календарь
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 279
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Конструирование в дошкольном возрасте как подготовка к выбору профессии инженера.

Конструирование в дошкольном возрасте как подготовка к выбору профессии инженера.

Творческая группа ГБДОУ детский сад № 26

Красногвардейского района Санкт-Петербурга:

заведующий Семенова Анна Вячеславовна

зам.заведующего по УВР Тихонова Ольга Сергеевна

воспитатель Петрова Екатерина Борисовна

 

Маленький ребенок — инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Если попытаться соотнести сложность задач, которые каждую минуту решает маленький человек, с его силами, знаниями и возможностями — получится, что задачи эти нисколько не легче, нежели те, которые решает профессиональный архитектор или студент старшего курса технического вуза. Может быть, малыш инстинктивно чувствует, насколько конструирование помогает ему развиваться?

     Профессионализация обучения предполагает не только овладение будущим специалистом ключевыми профессиональными компетенциями, но и создание условий для развития профессионального творческого потенциала личности. 
     Под потенциалом личности понимают комплекс ее интеллектуально-творческих и мотивационных характеристик, комплекс способностей, определяющих возможность выдающихся достижений. 
Достижение личностью наиболее высокого уровня в своем развитии возможно, если найдены пути самореализации личности, раскрыт ее потенциал. 
     Говоря о потенциале, следует остановиться на рассмотрении модели человеческого потенциала, предложенной Дж. Рензулли. Ученый считает, что поведение человека отражает взаимодействие трех основных групп человеческих качеств: «Эти группы представляют собой общие и/ или специальные способности выше среднего, высокий 
уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности». Одаренный человек, по его мнению, обладает этой системой качеств либо способен к ее развитию и приложению к любой потенциально ценной области человеческой деятельности. Дж. Рензулли делает акцент на трех важнейших характеристиках, определяющих «потенциал личности». К ним относятся: доминирующая мотивация, выдающиеся способности (интеллект) и креативность. Представляют интерес не только выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но особенно то, как автор интерпретирует их взаимодействие: потенциал личности представлен им в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, каждая окружность символизирует один из трех выделенных факторов. Одаренность выступает как результат взаимного наложения трех факторов, графически это представлено пересекающими окружностями. 
     Предложенные Дж.Рензули характеристики можно считать инвариантными для творческого развития специалиста в любой сфере профессиональной деятельности, в том числе и для инженера. 
Изучение потенциала личности позволяет выявить условия и механизмы его развития, конструировать технологии профессионально-творческого развития личности будущих специалистов. 
     В толковом словаре Ожегова инженерное дело определяется как «творческая техническая деятельность». Следовательно, человек, занимающийся творческой технической деятельностью,- это инженер, который должен обладать способностями к такой деятельности, т.е. творческими способностями. Поэтому творческие способности являются имманентной составляющей потенциала личности инженера, но их развитие невозможно без интеллектуальной и мотивационной составляющих. 
     В детском саду дети конструируют, начиная с самого нежного возраста. Уже в первой младшей группе проводятся занятия со строительным материалом. Именно строительный конструктор является основным материалом для занятий конструированием в младшем дошкольном возрасте. Для этого в каждой группе есть такой набор. Детали строительного набора, предназначенного для малышей, обычно делают крупными и с ярко выраженными формами. Количество форм невелико: кубики, кирпичики, пластины, треугольные призмы, цилиндры. Дети третьего года жизни могут не знать всех названий, но хорошо различают детали по форме и по размеру. На этом этапе задания по конструированию включают в себя самые элементарные действия. Малышу предлагается поставить на кубик «крышу» - получится домик. На следующем занятии можно построить двухэтажный домик, поставив один кубик на другой и украсив всю конструкцию крышей. Из нескольких пластин можно построить дорожку, а из двух-трех кубиков — кукольную мебель. Каждая постройка обязательно обыгрывается. На диванчике может посидеть кукла, а по дорожке проедет машина. Игровая цель ребенку этого возраста понятнее, чем какая-либо другая.

     Новый материал для конструирования, который стал популярным в последние десятилетия — мягкие модули. Как правило, из них дети конструируют в свободное от занятий время.

     Во второй младшей группе дети делают более сложные постройки. И детали становятся разнообразными. Добавляются окна, двери. Дети строят дома и мебель с перекрытиями. Например, если поставить четыре цилиндра, а на них положить пластину — получится кровать. Трехлетки учатся использовать детали по-разному. Если поставить кирпичики не горизонтально, а вертикально, получится не дорожка, а забор. Задача взрослого на этом этапе — подсказывать детям разные способы действия с деталями. Обыграть постройку необходимо, но сделать это уже можно более сложным способом. Например, «посадить» вдоль дорожки деревья. Около дверей домика можно посадить собачку, а для машины сделать гараж с открывающимися дверями. Расширяется и возможность выбора. Взрослый готовит не только обязательные для использования детали, но и дополнительные, причем нескольких видов. Ребенок должен получить определенные навыки, но дополнить постройку он может по своему усмотрению. В этом возрасте уже широко применяется конструктор Lego или родственные ему наборы. С такими конструкторами дети чаще играют вне занятий. Необходимо, чтобы детали были достаточно крупными. Лучше, если коллективная постройка может постоять несколько часов после занятия, чтобы все дети могли ее рассмотреть и обыграть.

    Начиная с младшей группы, дети конструируют и из бумаги, и из природного материала. Как правило, такие поделки они делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами.

     Ребенку четырех лет уже можно дать конструктор с более сложными креплениями. Это может быть, например, несложный набор из металлических деталей, которые скрепляются винтами. Занятия со строительным материалом продолжаются. Материал берется как крупный, так и мелкий. Детям понятны и коллективные работы. Каждый может построить домик для своей игрушки. Но можно сделать всем вместе и красивый город. Расширяется и спектр приемов, которые использует педагог. Если в первой и второй младших группах основными методическими приемами были образец и показ, то дети четырех лет уже могут создавать несложные постройки по картинке. Таким образом они учатся соотносить плоскостное и объемное изображения. Сначала картинки должны быть предельно реалистичными. Это могут быть хорошо и понятно выполненные рисунки или фотографии.

     В старшей и подготовительной группах особое значение приобретает конструирование из бумаги и природного материала. Дети уже достаточно хорошо владеют приемами работы с самыми разными материалами. Поэтому большое внимание уделяется развитию воображения и фантазии. Конструирование по замыслу проводится значительно чаще, чем в младших группах. Оригами, бумажная пластика, изготовление поделок из желудей, веточек, шишек — все это доступно детям 6-7 лет. Природный материал можно собрать вместе с детьми на прогулке или попросить родителей его принести. Довольно часто педагог дает задание сделать поделки вместе с родителями дома. В детском саду можно устраивать целые выставки детских работ.

     Меняется и методика обучения. Больше внимания уделяется словесным приемам, а если постройка создается по плоскостному изображению — можно использовать не только рисунок или фотографию, но и схему. В старшем дошкольном возрасте дети делают поделки не только для игры, но и для украшения группы или дома. В группе всегда должны быть не только кубики, подготовленная бумага и природный материал, но и различные коробки, бутылки из-под шампуня, пластмассовые баночки, трубочки для коктейля, кусочки ткани для того, чтобы дети могли конструировать и в свободное от занятий время.

     На занятиях по конструированию у детей развиваются логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, мелкая моторика. Именно поэтому педагоги уделяют такое внимание этому виду изобразительного творчества и организуют его не только на занятиях но и в часы, отведенные для свободной деятельности.

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

     Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность.     Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

      Конструктивная деятельность -это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала. В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.

     При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1конструктивно-технические умения:

-сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.;

2обобщенные умения:

- целенаправленно рассматривать предметы,

- сравнивать их между собой и расчленять на части,

- видеть в них общее и различное,

- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

- делать умозаключения и обобщения.

     Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании личности будущего инженера. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

     Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

• речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

• дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).

    Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

• трудолюбие,

• самостоятельность,

• инициатива,

• упорство при достижении цели,

• организованность.

     Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

• умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

• работать дружно, не мешая друг другу.

       Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

       Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.

       Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

       Однако такое многостороннее значение конструирования в воспитании у  детей интереса к профессии инженера приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Литература:

1. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. Н.Н. Поддъяков, В.Н Аванесов. М, Педагогика 1980г

2. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. JI.A.Парамонова. М., 2002г.

3. Восприятие и действие. А. В. Запорожец. М., 1967гч

4. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. А.Р. Лурия. М., 1948г.

    5. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. А.Н. Давидчук. 1976г.

6. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада. Л. С. Лоренсо. М., 1986.

   7. Формирование способностей к наглядному моделированию в конструктивной деятельности. Холмовская В. В. под редакцией Л. А. Венгера. М., 1986.

8. Возрастная и педагогическая психология. В. В. Брофман. М. 1993г

9. Проблемы формирования познавательных способностей. Под редакцией Л.А Венгера. М, Педагогика 1980г.

10. Возрастнаяи педагогическая психология. В. В. Брофман. М. 1993г

11. Способностик чтению чертежей у младших школьников. М., Педагогика, 1973г.

12. Формирование графического моделирования в продуктивных видах деятельности дошкольника. Л.И. Цеханская. М., 1977г.

13. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова. Просвещение 1994г.

 

14. Занятия по конструированию из строительного материала. Л.В.Куцакова. М., 2007г.

    15. Дошкольное воспитание №5 1985г. Дошкольное воспитание №3 2001г.

16. Савенков А.И. Потенциал личности // Новые ценности образования. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: тезаурус = New Educational Values Anthropological. Activities and Iturological Approaches. 2005. Вып. 5 (24). С. 107-110. 
17. Рензулли Дж. Модель обогащённого школьного обучения: практическая программа стимулирования одарённых детей // Современные концепции одарённости и творчества / под ред. Богоявленской. М., 1997. 
18. Грачев Н.Н. Психология инженерного труда. М., 1998. 333 с. 
19. Стенберг Р. Григоренко Е. Учись думать творчески! 12 теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению: основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997. С. 186-213.

Категория: Статьи | Добавил: gdou (18.03.2015)
Просмотров: 12484 | Рейтинг: 1.8/4