Вторник, 23.04.2024, 20:51
Детский сад № 26 "Сказка"

 Каталог статей

Меню сайта
Толерантность
Год Педагога
Авторизация
Специальная линия
-
Календарь
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 279
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи » Статьи

Использование лучших традиций семейной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Продолжая разговор о духовно-нравственном воспитании детей - дошкольников, давайте вспомним о традициях, заложенных нашими мудрыми предками, бабушками и дедушками.

Народная педагогика - ценнейший пласт национальной культуры, который и сегодня смело можно назвать основой нравственного здоровья подрастающего поколения.

До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенческом их возрасте мы частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у ребенка наш жест, поступок или услышав совсем-совсем взрослую фразу. А  через десяток лет, утирая холодный пот со лба, многие  пытаются  понять, как же смогло проявиться в нем не только то, что есть в нас лучшего, но и то, о чем мы предпочитаем молчать….?

  Спросите любого 5-6- летнего  ребенка в детском саду, кто для него является самым главным и самым важным человеком в жизни? Все дети ответят - мама и папа, потому что они самые умные, красивые, самые любящие и самые любимые. Они первые и главные  воспитатели и учителя на всю жизнь. И это истина.  

          А теперь зададимся вопросом: способны ли  современные родители  не только   накормить и одеть свое чадо, но и всеми своими делами и поступками каждую секунду подавать ребенку пример нравственной достойной жизни?

Вот типичная картина . В парке, сквере, на площади  молодые, хорошо одетые, красивые  мамы и папы  прогуливают своих детей. Над нарядными колясками гуляет сигаретный дым,  замечательные и пока еще наивные 2х-3х -летние дети  с удовольствием рассматривают пивные  бутылки , грызут сухарики, которыми их угощают или с удовольствием  разгоняют прутиком стайки голубей, вдыхая сигаретный дым с детства. Их родители весело общаются, вставляя в речь для убедительности брань. Все счастливы и веселы.                          

Современный  культ жизненного успеха, материального благополучия,  привел к катастрофическому падению значения семейного воспитания . А ведь именно  традиционный семейный уклад издавна  помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и включаться в нее по мере сил и способностей.

Козьма Прутков когда-то сказал простые, но очень емкие слова:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители-пример ему.»

Действительно, дети впитывают как губка все то, что видят и слышат, даже тогда когда мы не хотим этого и не думаем об этом. Еще не зная науки под названием      « психология», наши предки толково подмечали:

«Ребенка  надо   воспитывать, пока он в колыбели». Не для  простого развлечения  мудрый народ создал пестушки, поговорки, колыбельные. Слушая которые ребенок подсознательно закладывал себе программу на всю жизнь, еще не умея говорить, учился правилам  нравственного  поведения.

 «Привычка трехлетнего сохраняется и  до  восьмидесяти  лет», или, как говорит современная психология капризы трехлетнего ребенка оборачиваются капризами 16-летнего подростка.

« Ребенка воспитывают приучением» - говорит народная мудрость. Приучение начинается в семье с раннего детства и  на протяжении всего периода дошкольного детства  родители  должны заботиться о содержательности  жизни   своих детей – общения, игр, увлечений, досуга и т.д.

Главное - воспитать в ребенке избирательное отношение к той разной информации, которую он получит из многочисленных источников, научить его отличать плохое от хорошего, истинные ценности от их заменителей. При этом нужно  помнить, что принцип « делай, как я» будет работать только тогда, когда в основу семейного воспитания будет положен авторитет родителей, а во главе всех внутренних отношений будут любовь и уважение, основанные на взаимопонимании .

Хочешь воспитать доброго , ответственного ребенка  – научи его любить,  беречь  и заботиться о  живом существе, о тех, кто слабее, меньше, кто нуждается в тебе. Своим примером  научи чувствовать чужую боль, чужую беду.  Научи помогать и беречь все живое. Отсюда – заботливое отношение к окружающей природе, животным, растениям.

И, конечно, за любое хорошее дело, поступок следует хвалить.

Устная похвала и  одобрение  родителей – это главное  поощрение  в   русской семье. Зная роль похвалы ,  наши предки  примечали :

«Ласковое слово матери дорогого стоит.»

 В русских семьях с раннего детства детей приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Почитание родителей, мамы и папы,  бабушки и  дедушки, послушание им всегда было необходимым  условием благополучного взросления детей.  Исключительно гуманна идея: старость созидательна тем, что в  пестовании внуков можно исправить ошибки, совершенные при воспитании собственных детей, пробуя организовать обратную связь поколений.

 Бабушка и  дедушка  и поучительную  сказку расскажут  (а  дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга), лакомство припасут и игрушку смастерят, украсят, да с ребенком поиграют. А в игре помогут внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут.

Но не в каждой семье есть бабушки и дедушки, посвящающие внукам все свободное время. А родители озабочены решением экономических вопросов. Кто же сформирует интересы и потребности маленького ребенка?

Многочисленные исследования показывают, что детей в большей степени интересуют статичные виды деятельности (настольные игры, ТВ, видео, компьютер). Это не может способствовать гармоничному развитию ребенка, укреплению его здоровья. Недостаток общения с родителями, неудовлетворенная потребность в  родительском сочувствии, понимании, содействии ведут к тому, что дети не всегда могут « построить» общение со сверстниками, их кругозор и речь  скудны.  Образовавшиеся «пустоты», конечно, со временем будут заполнены, но тем ли содержимым? Возможно ли будет применить к нему понятия « нравственность» и « духовность».

Наше будущее зависит от нас. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим  детям и внукам. В этом наше спасение, в этом наше будущее.

Категория: Статьи | Добавил: gdou26 (29.10.2015)
Просмотров: 1417 | Рейтинг: 5.0/1