С 16.03.2010 года вступили в силу «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23.11.2009г. № 655. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры.
Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- физическому, - социально-личностному, - познавательно-речевому, - художественно-эстетическому. Программа должна: Соответствовать принципу развивающего образования. Соответствовать критериям полноты, необходи
мости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»). Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, а именно на игре.
Программа должна включать в себя две части:
1. Обязательная часть, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, которая отражает видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей.
В зависимости от направленности функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста могут применяться различные варианты соотношения объемов обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Общий объем обязательной части Программы рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей; Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В группах кратковременного пребывания приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования отражают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: - физически развитый, - любознательный, активный, - эмоционально-отзывчивый, - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения, - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, - овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.