Детский сад № 26 Сказка - Логопед Блиок Наталья Борисовна
Понедельник, 25.09.2017, 09:18
Детский сад № 26 "Сказка"

 Логопед Блиок Наталья Борисовна

Меню сайта
Специальная линия
-
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 211
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                                                                                                                                                                                                                                                                                             
 
 
 
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА у ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
 Нормальное функционирование процесса восприятия речи явля­ется необходимым условием для развития мыслительной деятельно­сти ребенка, а в дальнейшем и для полноценного понимания и усвое­ния им материала при школьном обучении. Восприятие речи является сложным процессом, основными единицами которого являются пер­цептивные действия. Понимание речи является не менее активным процессом, чем восприятие, и направлено оно на выявление суще­ственных свойств предмета или явления действительности, познавае­мых человеком. Основной единицей языка и речи считается текст. Текст представляет собой передаваемое средствами языка разверну­тое речевое сообщение. С его помощью явления и события отражают­ся в речевой деятельности в наиболее полном, законченном виде . Установлено, что при пересказе текста дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) ошибаются в передаче логической после­довательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» дей­ствующих лиц. Вне специального внимания к их речи эти дети мало­активны, в редких случаях являются инициаторами общения, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом иг­ровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи .
 Мы провели исследование, целью которого стало изучение особен­ностей смыслового восприятия текстового сообщения у дошкольников с ОНР. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 5-6 лет. На начало исследования нее дети имели логопедическое заключение ОНР III уровня. В ходе исследования выявлялось умение детей пересказы­вать прослушанный текст. Диагностическая методика включала в себя четыре задания, направленные на пересказ прослушанного текста: зада­ние 1 — пересказ текста по методике НКС; задание 2 — пересказ текста по предварительно заданным вопросам; задание 3 — пересказ текста по серии сюжетных картин; задание 4 — пересказ текста по сюжетной кар­тине. Для выполнения заданий детям предлагался адаптированный их возрасту текст и вспомогательный материал, включающий в себя сю­жетную картину, серию картин и вопросы к тексту. При качественном анализе детских высказываний были отмечены стереотипия, пропуски смысловых звеньев текста, замены слов по семантическому признаку, аграмматизмы. Пересказы детей отличались краткостью, фрагментарно­стью изложения. Вместо активного развертывания сюжета у них наблюдалось обычное перечисление отдельных элементов ситуации. Нормально развивающиеся дети легко и правильно пересказывают текст: верно передают его общий смысл, точно воспринимают и вос­производят логическую взаимосвязь и последовательность событий, без затруднений оформляют смысловую программу в виде развернутого связного высказывания. Только у небольшой части детей с ОНР наблю­дались пересказы, приближающиеся к пересказам дошкольников с нор­мальным развитием речи. В пересказах детей часто отмечалось наруше­ние логической последовательности событий, пропуски частей текста (завязка, основная часть, развязка).
Таким образом, пересказы дошкольников с ОНР показали недо­статочную сформированность лексико-грамматического и синтакси­ческого строя речи и как следствие — несформированность восприя­тия и понимания речи. Опираясь на результаты проведенного иссле­дования, нами была разработана методика коррекционной работы по развитию у детей восприятия текста, состоящая из четырех этапов: 1-й этап — обучение пересказу текста с использованием серии сю­жетных картин; 2-й этап — обучение пересказу текста с использова­нием сюжетной картины; 3-й этап — обучение пересказу текста с использованием мнемотаблицы; 4-й этап — обучение пересказу тек­ста с использованием вопросов по его содержанию. Работа над тек­стом на каждом этапе ведется в течение трех занятий. В общую структуру каждого занятия входит: организационная часть с вклю­чением вводных, подготовительных упражнений, в том числе подго­товка к восприятию содержания картины или серии картин; чтение педагогом произведения, разбор текста (первое занятие); пересказ текста (второе и третье занятие). На первом занятии детям предлагаются игры и упражнении по теме рассказа (например, тема «Первое сентября в школе» к рассказу «Надежный помощник»), а также происходит их ознакомление с содержанием рассказа. Нa втором за­нятии детям предлагается пересказать текст, опираясь на нагляд­ность (сюжетную картину или серию сюжетных картин в зависимо­сти от этапа), наводящие вопросы, вопросы по тексту, коллективные беседы с детьми, мнемотаблицу и др. Используется коллективное пересказывание или пересказ текста по частям. На третьем занятии (индивидуальном) ребенку дается мотивировка к пересказу и ребе­нок уже самостоятельно пересказывает текст целиком. Например, при работе над пересказом текста с использованием сюжетной кар­тины («Дети одеваются»), сначала дети знакомятся с содержанием текста, отвечают на вопросы по нему, после чего им демонстрирует­ся картина, идет разбор содержания картины, игры «Кто быстрее увидит», «Кто больше назовет», инсценировка сюжета картины. Да­лее дети по частям с помощью логопеда пересказывают текст, и по­сле этого пересказать текст целиком предлагается одному ребенку, мотивируя это тем, что мама ребенка хочет услышать от него этот рассказ. Тексты для пересказа выбираются с учетом возрастных и речевых возможностей детей: небольшие по объему, с четкой струк­турой, ясной логической последовательностью событий и доступным пониманию детей дошкольного возраста сюжетом. Это облегчает воспроизведение текста и способствует усвоению определенных ре­чевых средств.
 С целью преодоления нарушений восприятия текста детьми с общим недоразвитием речи и обучения их пересказу на различных этапах мы предлагаем использовать определенные технологии рабо­ты, разработанные разными авторами: на 1-м этапе — методику орга­низации символико-моделирующей деятельности с использованием различных приемов работы; на 2-м этапе — технологию сюжетно- моделирующей деятельности; на 3-м этапе — методику мнемотехни­ки, на 4-м этапе — методику работы с закрытой картиной .
 Та­кая методика позволяет детям постепенно овладеть навыками постро­ения точного, четкого и логически верного высказывания при пере­сказе. Предлагаемая методика помогает повысить интерес детей к занятиям, к познанию окружающего мира, организовать деятельность детей, развить логико-временные связи событий при пересказе и понимание развернутого текста на семантическом и структурно-синтаксическом уровнях, способствует обогащению словарного запаса детей, развитию понимания смысла сюжетной картины и серии картин, расширению знаний и представлений об окружающей действительности, расширению познавательного опыта детей с ОНР, развитию их эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, восприятия и понимания текста.
 

Советы логопеда

+ Увеличить шрифт | + Уменьшить шрифт